Виды фэнтези ( данные из Википедии. Я в википедию тоже добавляла в теме по фэнтези.
Здесь же я привела свои комментарии с точки зрения моего романа «Мастер миража».
Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин.
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
Комментарий: Да, так и есть. Хотя сейчас есть и фэнтези в высокотехнологичном мире. Однако, когда действие происходит близко к средневековью- смотрится интересно.
«Мастер миража»-- историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью – Да.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Комментарий: Да, действительно, обычно не описывается принцип действия. Иногда доходит до совсем уж чудесного- поезд летает как самолет – и ничего. В «Мастере Миража»- нет волшебства, но есть возможности человека (которые, при определенных условиях могут стать и реальностью в большей или меньшей степени) – воздействие на психику человека, на пространство и время.
Эпическое фэнтези
Произведения этого жанра отличаются большим масштабом сюжетных событий. В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с могущественным врагом, стоящим на стороне зла и обладающим сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, катаклизмы, а в задачу героев входит спасение всего мира или значительной его части. Для эпического фэнтези характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральной нитью сюжета обычно является миссия («квест») главного героя и его друзей, которая может продолжаться на протяжении многих томов. Поскольку герои занимают в конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто (хотя и не обязательно) герои чётко делятся на положительных и отрицательных.
Первым произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин Колец» Толкина. Многие из использованных Толкином сюжетных ходов и элементов мира стали архетипичными, став основой для активного подражания (Терри Брукс, Деннис МакКирнан, Гельмут Пеш, Кристофер Паолини). Жанр получил наибольшую популярность среди всех разновидностей благодаря развитию в циклах «Земноморье» Урсулы Ле Гуин и «Хроники Амбера» Роджера Желязны. Крупнейшими представителями современного поджанра считаются также Роберт Джордан, Тэд Уильямс, Терри Гудкайнд, в России — Ник Перумов.
Комментарий: «Мастер миража» : большой масштаб сюжетных событий-Да, продолжительная борьба героев с могущественным врагом, стоящим на стороне зла и обладающим сверхъестественными силами - Нет, События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, катаклизмы, а в задачу героев входит спасение всего мира или значительной его части- Да, характерно многотомные эпопеи – Да , с описаниями битв – Нет и походов- Да, центральной нитью сюжета обычно является миссия – только в некотором приближении, герои чётко делятся на положительных и отрицательных – пожалуй, только короля Дарка и Диена можно четко отнести к отрицательным персонажам.
В более поздний период жанр эпического фэнтези значительно отошёл от борьбы добра и зла, породив близкую к историческому роману, жёсткую и натуралистичную разновидность (Джордж Реймонд Ричард Мартин, Анджей Сапковский, отчасти Стивен Эриксон).
Комментарий: «Мастер миража»- жесткая, натуралистичная разновидность фэнтези- Да.
Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературного фэнтези. В кино оно представлено менее широко, в основном экранизациями Толкина и других авторов.
Научное фэнтези
Научное фэнтези (англ. Science fantasy) — гибридное направление, созданное на стыке научной фантастики и фэнтези. Иногда в научной фантастике применяется и мифология фэнтези («Бог света» Роджера Желязны, «Илион» Дэна Симмонса). Близким к направлению научной фэнтези является технофэнтези, в которой идет сосуществование или соединение науки и магии.
Комментарий: «Мастер миража» в какой-то степени совмещает в себе научное фэнтези и нон-фикшн.
Женское/мужское фэнтези
Чаще всего под «женским фэнтези» обобщают любое фэнтези, авторство которого принадлежит женщине. Женское фэнтези имеет чётко выраженную любовную линию (которая не всегда имеет первостепенную важность в повествовании), а главным героем чаще всего является девушка. Батальным сценам отдано минимум внимания, и они не являются приоритетными, в отличие от взаимоотношений ГГ (главного героя).
Комментарий: «Мастер миража» ближе к мужскому фэнтези, но с элементами женского фэнтези.
Магический реализм
Жанр фэнтези, описывающий мир магии в реалистической манере (подобно фантастическому реализму в фантастике Примером такого жанра может быть трилогия Нила Геймана «Американские Боги», где рассказывается о приключениях различных богов в современном мире.
Комментарий: «Мастер миража», как мне кажется, вполне близок к магическому фэнтези, так как про способности людей можно сказать, что они владеют магией.
Эротическое фэнтези
Эротические сцены не редки и в других поджанрах фэнтези, чему способствует опора жанра на архетипы. В случае эротического фэнтези сюжет и фэнтезийный антураж превращаются в повод для пикантных приключений и ситуаций. Некоторые примеры: Джон Норман и его цикл романов о планете Гор, межавторский цикл о Ричарде Блейде, аниме-сериал Queen’s Blade, и многие другие творения в жанрах хентай и этти.
Комментарий: «Мастер миража», можно с натяжкой отнести и к эротическому фэнтези, так как эротические сцены имеются.
Фэнтезийные расы
В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Большинство из них заимствованы из мифологии, образы некоторых были придуманы либо переработаны из мифологических писателями (например, Толкином) и использованы его последователями.. Ниже перечислены основные штампы:
- Эльфы (англ. Elves) — древняя раса, похожая на людей; как правило, утончённые, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители (в том числе бессмертные).
- Гномы (англ. Dwarves) — бородатые подземные карлики крепкого телосложения, изобретательны, занимаются горным и кузнечным делом, добычей драгоценных камней.
- Орки (англ. Orcs) или гоблины (англ. Goblins) — обезьяноподобные воинственные варвары. Основное занятие — грабежи и убийства. В произведениях Толкина показаны как изувеченные Тьмой эльфы.
- Полурослики (англ. Halflings) (под различными названиями) — производные от хоббитов Толкина. Маленькие человекоподобные существа, предпочитают стрелковое оружие. Характер может колебаться от миролюбивых фермеров Толкина до плутов и мошенников из Dragonlance.
- Тролли (англ. Trolls) или огры (англ. Ogres) — горные великаны и/или людоеды, обладающие гигантской силой, но весьма невысоким интеллектом.
Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской, славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры (во множественном числе) и др. В японской, китайской, корейской и стилизованном под мифологию дальнего востока фэнтези фигурируют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии — кицунэ, нэко (девушка-кошка), тэнгу и им подобные.
Комментарий: «Мастер миража», ни одной из перечисленных рас нет.
Тьма и Свет
В значительной части фэнтези-произведений, преимущественно эпического поджанра, основой сюжета является противостояние сил Добра и Зла, описываемых как стороны Света и Тьмы. «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкина, «Железная башня» Д. МакКирнана, «Гобелены Фьонавара» Гая Гэвриела Кея, «Колесо Времени» Р. Джордана и многое другое — примеры фэнтези с Тьмой и Светом. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей атрибутике (отчасти схожей с атрибутикой субкультуры готов), намекающей на их «тёмность»: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил Света менее стоек, и, как правило, отсылает к стилистике христианской церкви. Даже в произведениях, где «тёмные силы» не отождествляются с отрицательными персонажами (например, в книгах Ника Перумова), этот стереотип сохраняется.
Комментарий: «Мастер миража», имеется постоянное противостояние мелкому злу и глобальному злу в виде апокалипсиса, надвигающегося на человечество.
Примечание: Темное фэнтези, мифологическое фэнтези, мистическое фэнтези, романтическое фэнтези, славянское фэнтези, скандинавское фэнтези, историческое фэнтези, городское фэнтези, героическое фэнтези, юмористическое фэнтези, технофэнтези, христианское фэнтези, детское фэнтези, детективное фэнтези, игровое фэнтези, эротическое фэнтези – в этой статье не рассматривается, так как «Мастер миража» не имеет к ним отношения.